Итак, что же значит быть танком? На этот вопрос лучше всего ответить так: Танк (он же Main Tank, или MT) - это основа рейда (наравне с Рейд Лидером), и важная часть в гильдии. Плохой (или неопытный) танк может сильно осложнить жизнь и затормозить прогресс освоения новых мест в WoW мире. Танк - не только "консервная банка с кучей хитов и (иногда) резистов", это еще и хорошая реакция на происходящее вокруг, умение мгновенно принимать решения (возможно, нестандартные), опыт (дело наживное), и - как ни странно - хорошая "физическая" составляющая в виде нетормозящего компьютера и хорошего стабильного канала связи. Добавьте сюда желание прогресса, массу свободного времени (как на рейды, так и на добычу "починочного" золота - а фармить в дефенс-билде непросто), - и вы получите первое приближение о том "каким должен быть хороший танк".
Таланты и билды
Роль танка подразумевает 2 вещи – держать мобов на себе и выживать, и тут мы рассмотрим те таланты, которые помогают нам делать и то, и другое. Я не буду давать просто ссылку на билд и все, потому в таком случае от начинающих танков посыплются вопросы типа “а зачем это и что вообще значит этот талант?”, а от “отцов танкинга” замечания наподобие “этот билд крап, бери какой я скажу адназначна”. Так что я приведу те таланты, которые могут быть взяты в билде танка и немного опишу их.
Arms talents.
Improved Heroic Strike
Reduces the cost of your Heroic Strike ability by 3 rage points.
Как уже говорилось, героиком мы пользуемся довольно часто, особенно на боссах, но все-таки не всегда. В общем, он нужен для слива лишней раги. Берется талант редко, я его тоже не беру по принципу “если раги много, зачем тогда ее экономить”. В 25 ппл рейдах на боссах героик заменяет нам автоатаку, и талант дает нам увеличение эффективности героика по раге на 20%.
Deflection
Increases your Parry chance by 5%.
+5% авоиданса. Маст хев.
Improved Thunder Clap
Reduces the cost of your Thunder Clap ability by 4 rage points and increases the damage by 100% and the slowing effect by an additional 10%.
ТК - отличный скил как для дебафания босса, так и для набора угрозы при танковании нескольких мобов одновременно, и с этим талантом он становится в два раза лучше.
Fury talents
Cruelty
Increases your chance to get a critical strike with melee weapons by 5%.
Талант, берущийся при любом билде воина по дефолту. Танку он нужен для лучшей тритгенерации, ну и просто видеть сочный крит shield slam’а всегда приятно.
Improved Demoralizing Shout
Increases the melee attack power reduction of your Demoralizing Shout by 40%.
Демо должен висеть практически на всех мобах, и с этим талантом как вы понимаете он становится почти в полтора раза лучше. Но в 5 ппл инстах мобы бьют и так слабо, а в рейдах постоянное его обновление (если вы мейнтанк) снижает ваш тпс, так что вешается демо шаут обычно оффтанком или фури варом.
Protection talents.
Improved Bloodrage
Increases the instant rage generated by your Bloodrage ability by 6.
Бладредж обычно юзается перед пуллом, и нужны ли +6 раги от него или нет – решать вам.
Tactical Mastery
You retain up to an additional 15 of your rage points when you change stances.
Сохраняет 15 раги при переключении стоек (в дополнении к 10 пассивным от скилла). Сейчас талант стал почти ненужным для танка, т.к. 10 раги, которые сохряняются без таланта, обычно хватает. Я же иногда беру его по привычке и потому, что довольно часто переключаю стойки.
Anticipation
Increases your Defense skill by 20.
Дефенс – один из важнейших статов для танка, и этот талант помогает нам набрать крит кап (особенно в резистовом шмоте) и повысить авоиданс на пару процентов.
Shield Specialization
Increases your chance to block attacks with a shield by 5% and has a 100% chance to generate 1 rage when a block occurs.
Увеличивает шанс блока на 5% и проходной талант к импр. щилд блоку.
Toughness
Increases your armor value from items by 10%.
Увеличивает ваш армор на 10%, при хорошем обвесе это является очень солидной прибавкой
Last Stand
When activated, this ability temporarily grants you 30% of your maximum hit points for 20 sec seconds. After the effect expires, the hit points are lost.
Про эту абилку уже писалось, и вы надеюсь понимаете, что она обязана быть.
Improved Shield Block
Allows your Shield Block ability to block an additional attack and increases the duration by 1 second.
Must have
Gives your Revenge ability a 45% chance to stun the target for 3 sec.
Если ваша цель – 5 ппл инсты или героики – то талант просто отличный. Так как ревендж спамится обычно по кулдауну, то стан прокает очень часто, облегчает танкование и дает нам подобие станлока (с интерсептом и concussion blow). В рейдовых инстах почти все мобы имунны к станам и этот талант там не нужен.
Defiance
Increases the threat generated by your attacks by 15% while in Defensive Stance.
Без комментариев.
Improved Sunder Armor
Reduces the cost of your Sunder Armor ability by 3 rage points.
Фактически талант дает нам экономию до 15 раги на каждом мобе, если вы любите спамить сандеры – берите, я же обычно не на всех трешах успеваю навесить все 5 штук.
Improved Taunt
Reduces the cooldown of your Taunt ability by 2 sec.
Снижает кулдаун таунта с 10 до 8 секунд, что позволяет танковать мобов практически только на спаме этой абилки. Намного облегчает вашу работу, если дпс группы/рейда очень высокий и удержать моба сложно.
Improved Shield Wall
Increases the effect duration of your Shield Wall ability by 5 secs.
В полтора раза увеличивает длительность этой отличной абилки. Можно конечно сказать, что щилд волл пользуется очень редко, но даже если 1 раз в день на каком-нибудь боссе эти лишние 5 секунд спасут группу от вайпа – я считаю, талант стоит потраченных скилпоинтов.
Concussion Blow
Stuns the opponent for 5 sec.
Конкашн блоу - это наше оружие против любых станящихся мобов. Намного облегчает танкование – с этой абилкой одного моба можно держать на комбе таунт - стан - таунт, что делает задачу по удержанию 2х мобов сущим пустяком.
Improved Shield Bash
Gives your Shield Bash ability a 100% chance to silence the target for 3 sec.
Талант мало где нужен: обычный баш и так сбивает каст и на 6 секунд блокирует 1 школу магии (фрост, файр и т.д.), а мобы которые пользуются двумя и более школами магии встречаются нечасто.
Shield Mastery
Increases the amount of damage absorbed by your shield by 30%.
На треть увеличивает количество заблокированного урона. Вещь очень нужная, учитывая то, что на боссах мы спамим шилд блок по кулдауну.
One-Handed Weapon Specialization
Increases the damage you deal with One-Handed Melee weapons by 10%.
Увеличивает ваш дамаг, в т.ч. от абилок, на 10%. Улучшает вашу генерацию раги и угрозы, также облегчает сложнейшую работу по фарму в протект билде.
Improved Defensive Stance
Reduces all spell damage taken while in Defensive Stance by 6%.
На 6% уменьшает весь магический дамаг по вам. Это один из важнейших талантов при танковании маго-боссов и мобов, тем более что почти во всех рейдах боссы имеют ту или иную форму магического дамага, хотя если рассуждать трезво, то % получаемого вами спелл дамага в общем не так уж и высок...
Shield Slam
Slam the target with your shield, causing 225 to 235 damage, modified by your shield block value, and has a 50% chance of dispelling 1 magic effect on the target. Also causes a high amount of threat.
Так сказать, без щилд слема я бы вас протект варом не назвал.
Focused Rage
Reduces the rage cost of your offensive abilities by 3.
Уменьшает стоимость всех боевых абилок на 3. Offensive – это абилки, дамагающие врага или дающие ему дебафф, т.е. почти все, за исключением shield block (и вроде еще нескольких). Для хорошего танкования часто не хватает раги, а бы сказал, ее никогда не бывает слишком много, и этот талант намного облегчает нашу работу.
Vitality
Increases your total Stamina by 5% and your total Strength by 10%.
Must have для танка – напрямую повышает вашу живучесть за счет дополнительных 5% стамины. Солидная прибавка к силе дает нам бафф тритгенерации и немного увеличивает количество заблокированного урона.
Devastate
An instant weapon attack that causes 50% of weapon damage plus 15 and additional threat for each application of Sunder Armor on the target. In addition, this attack will renew the duration of the Sunder Armor effect.
Про девастейт тоже уже писалось, естественно талант нужно взять.
Танковский эквип.
Ух, сложно сделать этот раздел: куча вариантов одежды, плюс резист комплекты, плюс еще сравнение, ведь просто по статам не всегда можно определить, что лучше, да и если нужно тупо подобрать танкошмотку в какой-то слот – то за пару минут найти все на хоботе или вовхеде не проблема. Тут же мы рассмотрим по несколько вариантов шмота с мини-комментариями. Насчет самого шмота: в рейдах все понятно – берем тир 4-5-6 танковские куски или эквивалентные дропы, благо их там не такое уж и большое разнообразие. Но вот до рейдов то еще нужно добраться, и в зеленке туда не пойдешь… В общем, вот варианты пре-рейд, так сказать, пре-Карахжан танк эквипа для нас.
Сразу примечания:
- Многие статы опущены как ненужные, например ресайленс и статы для дамага типа крита, сила тоже (смешно собирать силу для block value). Нет никаких лишних строк типа Requires Level 70 или Durability 100 / 100, ибо тогда этот раздел будет занимать больше места, чем все остальные вместе взятые.
- В рассчет бонусов включены таланты на 5% стамины, 30% block value и 10% армора (талант не действует на армор с агилы), так как вам я думаю будет интереснее узнать реальные прибавки к статам от вещей. Новые статы округлены до единиц в меньшую сторону, если хотите узнать “сырые” параметры - есть ссылки на вовхед.
- Все рейтинги пересчитаны в % для 70х левелов. Также учитывался армор и додж от агилы.
- Шмот оценивался без энчантов, но с гемами на +12 стамины, мета сокеты на 18 ста и 5% стан резиста. Кол-во сокетов и цвет написаны в скобках вместе с родным кол-вом стамины. Если вам хочется сокет бонусов - то пересчитайте для себя под те гемы, которые хотите, но помните, что бонусы редко когда оправдывают себя, и например ради “6 block value” ставить в стаминные штаны 3 разноцветных камня можно только если у вас дикая нехватка дефенса.
- Всех вариантов я ясен пень не перечислил, но обычно есть самый доступный вариант (за квест например) и лучший шмот на стамину и авоиданс.
- На вопросы типа “Что лучше – 0,3% додж, 200 армора или 10 стамины?” отвечайте сами в зависимости от ваших предпочтений.
- Весь шмот искался вручную на wowhead.com. Надеюсь, ничего не пропустил из действительно стоящих вариантов пре-кара эквипа.
Head.
Tankatronic Goggles
1425 armor, 101 sta (70, meta + yellow 4 def 6 sta, 6 sta bonus), 5% stun res, 17,76 def, 1,16% dodge, 0,82% hit, бинокль в компекте O.o. Лучший танкошлем, и по стамине, и по авоидансу. Но. Эта преслесть – только для инженеров со скиллом 350+.
Helm of the Stalwart Defender
1[/b]502 armor, 87 sta (49, red + yellow + blue), 9,72 def. Берется у БСеров, ворлд дроп рецепт, скрафченнай шлем стоит порядка 1300 г.
Faceguard of Determination
1241 armor, 75 sta (37, blue + meta, 6 socket bonus), 5% stun res., 13,53 def, 1,27% dodge, 3,04% block. Берем за 50 баджей из героиков
Felsteel Helm
1412 armor, 66 sta (28, red + blue + blue), 13,95 def. Лучший из доступных, стоит около 50г у БСеров.
Myrmidon's Headdress
1040 armor, 70 sta (38, red + meta), 13,95 def, 5% stun res. Берется в первый заход в Стимволт за квест The Warlord's Hideout.
[b]Neck.
Близнецы Natasha's Battle Chain и Thalodien's Charm
38 sta, 5,5 (6,34) def, 19 block value. Реварды за The Hound-Master и Shutting Down Manaforge Ara.
Mark of the Ravenguard
42 sta, 7,19 def. Лучший по стамине, ревард за Brother Against Brother.
Necklace of the Juggernaut
34 sta, 9,3 def, 0,63% dodge. Продается за 25 баджей.
Shoulders
Fanblade Pauldrons
960 armor, 8,46 def, 46 sta (22, red + blue), 0,67% parry. Дроп – героик Auchenai Crypts.
Shoulderguards of the Bold
960 armor, 7,19 def, 49 sta (25, yellow + blue). Мурмур, Шадоу лаб.
Back
Devilshark Cape
85 armor, 23 sta, 8,46 def, 0,95% dodge, 37 block value. Имхо лучший выбор. Дроп - последний босс в Стимволте.
Farstrider Defender's Cloak
293 armor, 31 sta, 49 block value. Опять баджи, 25 штук.
Cloak of Eternity
83 armor, 37 sta, 9,72 def. Около 150г у тейлоров, ворлд дроп рецепт.
Chest
Vindicator's Hauberk
1280 armor, 40 sta, 19,45 def, 1% dodge. Победитель по авоидансу. Алдор реверед.
Breastplate of the Bold
1322 armor, 72 sta (34, red + red +blue), 8,03 def, 0,71% dodge. Лучший чест по стамине. Берем у Harbinger Skyriss в Аркатразе.
Breastplate of the Warbringer
1152 armor, 47 sta, 13,1 def. Единственный и очень нужный плюс – 1,90% к хиту. Ревард за Forge Camp: Annihilated.
Wrist
Bracers of the Green Fortress
639 armor, 40 sta, 7,19 def, 0,53% dodge. Ворлд дроп БС рецепт, 700-800г.
Amber Bands of the Aggressor
704 armor, 26 sta, 6,34 def, 0,61% dodge. Последний босс в Стимволт героик.
Vambraces of Daring
559 armor, 27 sta, 4,65 def, 29 block value. Дракончик в Рампартс героик (в сундуке).
Sha'tari Wrought Armguards
559 armor, 31 sta (18, yellow), 5,07 def. Ревард за The Soul Devices.
Hands
Gauntlets of the Bold
832 armor, 57 sta (32, red + yellow), 5,92 def, 0,54% dodge. Проследний босс в Стимволте.
Gauntlets of the Iron Tower
914 armor, 56 sta (31, blue + yellow), 8,46 def. БС ворлд дроп рецепт, около 900г.
Gauntlets of the Chosen
830 armor, 31 sta, 14,8 def, 0,51% dodge. Скраеры реверед.
Waist
Lion's Heart Girdle
904 armor, 32 sta, 9.72 def, 0,75% dodge. Выбор для авоиданс-специализации. Последний босс героик Рампартс.
Girdle of the Immovable
720 armor, 59 sta (34, red + yellow), 7.61 def, 1,52% block. Последний босс в Слейв Пенс героик.
Sha'tari Vindicator's Waistguard
720 armor, 34 sta, 8,46 def, 37 block value, 3,04% block. Ревард за квест на ключ в Аркатраз - How to Break Into the Arcatraz.
Legs
Timewarden's Leggings
1120 armor, 97 sta (57, red + yellow + blue), 7.61 def, 0,58% dodge. Море стамины - почти 1000 хп с одной шмотки без энчанта. Нужно репу у Keepers of Time – Revered, в реальности это несколько ранов в БМ.
Legguards of the Resolute Defender
1082 armor, 44 sta, 13,11 def, 0,89% parry, 0,78% dodge. Для авоиданс компекта. Ревард за Destroy Naberius!
Feet
Eaglecrest Warboots
1092 armor, 34 sta, 10,15 def, 0,71% dodge. Keli'dan the Breaker в Блуд Фурнейс героик.
Boots of the Colossus
880 armor, 53 sta (28, yellow + blue), 8,03 def. Pandemonius в героик Мана-томбс.
Sha'tari Wrought Greaves
922 armor, 48 sta (23, red + blue),
Rings, 2 штуки.
Elementium Band of the Sentry
25 sta, 8,46 def, 1% dodge. К вопросам дропа обращаться к Harbinger Skyriss в Аркатразе.
Delicate Eternium Ring
15 sta, 1,7% dodge, 50 armor. У джевелкрафтеров за 50г.
Crystal Band of Valor
28 sta, 9,3 def, 1,01% hit. Tavarok в героик Мана-томбс. Стоит брать, если чувствуете жесткую нехватку хита.
Protector's Mark of the Redemption
23 sta, 10,57 def, 19 block value. Ревард за Dissension Amongst the Ranks...
Lieutenant's Signet of Lordaeron
31 sta, 153 armor, 1,11% dodge. Lieutenant Drake в героик Олд Хиллсбрад.
Band of Impenetrable Defenses
37 sta, 10,99 def. Около 1000 голда на ауке за ворд дроп эпик.
Trinkets, тоже 2 штуки
Figurine - Dawnstone Crab
13,53 def. Use – 6,61% dodge на 20 секунд, кд 2 минуты. Только джевелкрафтеры, т.к. BoP.
Adamantine Figurine
13,53 def. Use – 1280 armor на 20 секунд, кд 2 минуты. Босс “Time for fun!” в Шадоулабе.
Dabiri's Enigma
12,68 def. Use – 15,85% block на 15 секунд, кд 1,5 минуты. Ревард за Dimensius the All-Devouring.
Gnomeregan Auto-Blocker 600
76 block value. Use – 336 block value (+260) на 20 секунд, кд 2 минуты. Стоит 41 badge of justice. Эффективен на трешах с Dabiri's Enigma, на боссах – с любым другим превращается в просто имбовый тринкет из-за щилд блока по кд. Дает огромную прибавку к дамагу щилд слема и его аггрогенерации, для такой же прибавки к дамагу мортал страйка нужно 1425,5 ап, 297 ап в пассиве.
Brooch of the Immortal King
13, 53 def. Use – 1250 хп на 15 секунд, кд большой – 5 минут. Дропается с квестового моба Terokk в Скеттисе.
Argussian Compass
37 sta, Use - -68 дамага с каждой атаки по вам, дествует 20 секунд или 17 ударов. Дроп - The Black Stalker в героик Андербог.
Ranged weapon
С ренжед оружия мы обычно только пуллим, значит, оно нужно нам для статов. Если вам повезет, то вы сможете найти неплохую зеленку с ворлд дропа, у меня например было ружье со статами типа 8 деф. ретинга, 13 стамины и 8 силы – вполне ничего.
Nethershrike
16 sta, дроп - Nethermancer Sepethrea в Механаре.
Marksman's Bow
0,41% dodge, 0,7% hit. Важный хит, авоиданс, большой дамаг с одного выстрела. Нужно иметь Экзалтед с Траллмаром, так что считайте этот лук бонусом после прокачки репы для топорика (если вы этим занимались). Аналог у Альянса вроде такой же по статам.
Gyro-balanced Khorium Destroyer
40 sta (28, yellow). Лучшее ружжо для танкования. Берем у инженеров, и хотя на эту вещь нужна куча материалов, она того стОит. Лучший дамаг с 1 выстрела, море стамины (можно поставить и не 12 стаминный гем, например на +хит), неплохой внешний вид и зеленое свечение при выстреле =D
Shield
Crest of the Sha'tar
4911 armor, 171 block, 45 sta (19, blue + blue, socket bonus 0,32% dodge), 5,5 def. Для шмота на стамину, требует The Sha'tar - Экзалтед. Репу набиваем так: собираем постоянную надежную и хорошую пати и гоу в Темпест кип. Быстрее всего качать репутацию в Ботанике, но и в остальных крыльях инста ненамного медленнее, заодно и вещи нужные дропнутся.
Azure-Shield of Coldarra
5134 armor, 192 block, 32 sta, 9,3 def. Для mitigation комплекта (авоиданс почти тот же, как и на предыдущем щите). Стоит 33 баджа.
Platinum Shield of the Valorous
4082 armor, 107 block, 34 sta, 10,15 def. Дроп - Ambassador Hellmaw в Шадоулабе.
Weapon
[SIZE="1"]Что нам нужно от оружия? Примерно это:
- высокий дпс для генерации угрозы – он не менее важен танкам, чем дпсерам.
- подходящая скорость
- стамина естественно
- полезные для танка статы
Таких довольно много, я выделю три из них. Почему 3? Можно сказать так – все они лучшие в своем классе (пре-Кара танк оружия), все они эпики (zomg ) и всех их довольно непросто достать. Итак,
_______ Blazeguard __Fireguard__Warbringer__The Sun Eater
Dps_____91,3________84,4______81,1_______83,4
Speed___1,6_________1,6_______1,8________1,6
Stamina__25_________23________13________ 22
H it______1,08%______1,01%_____0,51%_____0
Defence__0__________0_________6,76_______5,5
Dodge___0,57%______0,53%_____0_________1%
Firegua rd, с последующим апгредом до Blazeguard.
+ Лучший дпс, лучшая для спама героиков скорость, + больше 1% хита для минимализации миссов, + больше всех стамины, + около полпроцента авоиданса за счет агилы, - нет дефенса. Очень хороштй мечег, но требует Блексмитинг 350 и сворд спецу. Если у прокачан БС – то вам повезло и вы с небольшими затратами станете обладателем одной из лучих пушек, которая также отлично подходит для дамагания. Специально качать БС сейчас влетит вам примерно в 2500-4000г (со стоимостью крафта) - очень накладно. 2й уровень крафта требует 8 primal nether’ов, надеюсь вы знаете, что они падают с последних боссах в героиках и роллятся с вашими сопартийцами. Так что апгрейд может затянуться надолго, но несмотря на это даже крафт 1го уровня очень и очень неплох. Еще один плюс – в Серпентшрайн Каверн с последним патчем с трешей очень часто дропаются реги для 3го уровня крафта, а он уже вообще имба =) но по пути к апгрейду есть еще King’s Defender и Mallet of the Tides.
Warbringer (у альянса Honor's Call)
+ Высокий дпс, + сочетает быструю скорость и хороший дамаг с одного удара, - маловато стамины, + пол хита, + 6 дефенса, - нет авоиданса. Так как скорость помедленней, то девастейты с Варбрингером более эффективны и энчанты (тот же Mongoose) прокают чаще. Требует Экзалтед репу с Траллмаром (Honor Hold). Как ее нафармить – просто ходите в Рампартс, потом БФ, потом в Шаттеред Холлс или героик версии всех этих трех инстов. Придется сделать немало ранов, зато нужные вещи дропнутся.
Примечание: почему же если чем больше (меденней) скорость, то тем чаще покают энчанты? Сам прок-то ппм, т.е. фиксирован на одинаковое кол-во срабатываний в минуту для любых оружий. Но прокает-то он и с инстант атак, таких как девастейт. Медленней скорость – больше шанс прока с одного удара, белых ударов меньше, а желтых (девастетов) столько же => прок идет чаще. Выходит, с медленным оружием лучшим выбором при танковании будет спам девастетов (когда слем на кд), и мангуст будет на вас висеть больше по времени, чем с медленным оружием.
The Sun Eater
Опять же + хороший дпс, скорость 1,6, + много стамины, + 5 дефа, - нет хита, + зато почти 1% доджа. Так сказать, более защитный меч и лучше проявляет себя когда выжить главнее, чем хорошо набирать угрозу. Падает в Мехнар героике с последнего босса – минус тот, что его чаще чем раз в день не пройти. Как бы то ни было, это тоже одно из лучших оружий для танкования, сочетающее в себе почти все статы для выживаемости.
Что из этого лучше – решать вам, лично для меня примерно так:
Blazeguard > The Sun Eater > Fireguard > Warbringer.
Несколько имхо-примечаний: крафто-меч также является отличным оффхендом для фури спека или дпс-оффтанкинга, Сан Итер я бы одевал на тяжелобьющих боссах, Варбрингер – если нет ни первого, ни второго =)